Главная » Статьи » Мои статьи |
Походы ЭОС "Николай Зубов"
http://muizkronshtadta.ucoz.ua/_ph/1/1/31247169.jpg В научных разработках принимали участие наш Институт и ЛВВИА им.А.Ф.Можайского. Подмосковный НИИ космического профиля творчески взаимодействовал со всеми организациями-участниками. Для испытаний корабельной навигационной аппаратуры был переоборудован ЭОС "Николай Зубов". В организации работ по переоборудованию деятельное участие приняли офицеры Гидрографического управления ВМФ В.И.Губанов, Е.А.Конеченков и Ю.Н.Косков, а от Института В.Н.Агафонов и Ю.Н.Семаков. Испытания корабельной аппаратуры были начаты в Балтийском море и на наземном измерительном пункте в районе г.Щелково. Были предъявлены: доплеровская аппаратуры "Штырь-Б" (гл.конструктор Н.Е.Иванов), дальномерная аппаратура "Импульс-Б" (гл.конструктор А.Ф.Смирновский), угломерная аппаратура "Цезий" (гл. конструктор М.К.Петушков), аппаратура синхронизации "Карбид-Б" (гл.конструктор Е.Ю.Сентянин) и ЭВМ "Амулет" (гл.конструктор В.В.Стрыгин). Первый сигнал был принят в конце 1967 г. вскоре после запуска спутника "Космос-192". Позднее к испытаниям были привлечены пл "Б-36", "Б-78" КСФ и "Б-88" КТОФ. В государственных испытаниях от ВМФ участвовали В.Д.Шандабылов (ГС ВМФ), Н.И.Богаткин, П.С.Волосов, Г.К.Данилова, В.П.Заколодяжный, В.Н.Кефала, Н.Д.Кириченко, Ю.Н.Косков, В.И.Лапшина, Ю.И.Максюта, Б.Г.Мордвинов, В.А.Пыленков, Е.Ф.Суворов, Ю.С.Тюрин, В.А.Фуфаев,(Институт). Положительные результаты испытаний позволили в 1972 г. перейти к опытной эксплуатации системы "Залив", в состав которой входили 4 спутника на круговых орбитах высотой около 1000 км. За время опытной эксплуатации системы было обеспечено более ста дальних походов кораблей и судов ВМФ. С целью оплавывания системы два похода совершил ЭОС "Николай Зубов". Первый поход с 10.01.71 по 22.06.71 г. – по маршруту: Ломоносов–Балтийск–Свиноуйсце–Мурманск–Гавана–м.Доброй Надежды–Гвинейский залив–Мурманск–Свиноуйсце–Ломоносов. За 152 суток похода было пройдено 30389 миль, произведено 554 обсервации. От Института в походе участвовали Б.Г.Мордвинов (начальник экспедиции), П.С.Волосов, Ю.А.Гаврилов, В.К.Гаранин, Н.И.Королев, В.Н.Хоробрых. Анализ материалов похода подтвердил: правильность общих принципов построения и функционирования системы; реальность достижения заданных характеристик; превышение инструментальной точности аппаратуры по отношению к точности прогноза эфемерид. Второй поход ЭОС "Николай Зубов" проходил с 10.04. по 28.10.72 г. по маршруту: Ломоносов–Балтийск–Росток–Касабланка–острова Южн.Георгия–район м.Горн–Фольклендские острова–Монтевидео–Куба–Галифакс–Росток–Балтийск–Ломоносов. За 203 суток похода пройдено 27920 миль, произведено 1500 обсерваций. От Института в походе участвовали Б.Г.Мордвинов (зам.начальника экспедиции), В.В.Терентьев, от ВМА – Ю.С.Дубинко. Этот поход, где научное руководство осуществлял Ю.С.Дубинко, дал ценные материалы, которые позволили оценить созданную систему критически и наметить пути и направления развития корабельной аппаратуры СРНС. Принятие системы на вооружение состоялось в сентябре 1976 г. Основные характеристики первой отечественной СРНС: средняя квадратическая погрешность определения координат места – 250 м. Длительность обсервации 6–15 мин. В дальнейшем перспективы развития корабельной аппаратуры были рассмотрены и определены в научно-исследовательских работах, проводившихся в 1977–1988 гг. под руководством начальника отдела, а затем заместителя начальника Института Ю.С.Дубинко. Будучи высокоэрудированным специалистом в области современной радиоэлектроники, хорошо владеющий математическим аппаратом, получив большой опыт работы со спутниковыми навигационными системами, Ю.С.Дубинко впервые в отечественной науке и практике предложил и внедрил принципы математического проектирования аппаратуры потребителей этих систем. Суть указанных принципов достаточно полно изложена в книгах "Судовые комплексы спутниковой навигации", "Бортовые устройства спутниковой радионавигации", в ряде статей и докладов, основным автором которых является Ю.С.Дубинко. В эти же годы он продолжил в Институте научный поиск решения ряда проблем, возникших в ходе создания первой СРНС. Так, влияние погрешности учитываемой скорости объекта на суммарную погрешность определения места является наиболее существенным недостатком низкоорбитных СРНС. С целью уменьшения влияния этой погрешности в аппаратуру АДК-4 по предложению Ю.С.Дубинко была включена составляющая вектора скорости, направленная вдоль трассы спутника. Ее включение снизило чувствительность к погрешности скорости до 70 м на 1 уз, против 360 м в АДК-3. Однако это привело к увеличению погрешностей координат на качке. Дальнейшие исследования, выполненные Ю.С.Дубинко и Г.К.Даниловой, определили пути демпфирования влияния качки на точность определения координат. Результаты этих исследований были внедрены в новые корабельные приемоиндикаторы. Источник: http://www.navy.ru/editions/nh/7-10.htm | |
Категория: Мои статьи | Добавил: muizkronshtadta (29.11.2008) | |
Просмотров: 2930 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |